Некрасов, Николай Алексеевич

Некрасов,
Николай Алексеевич

28 ноября 1821 — 27 декабря 1877

 

Произведения

Стихотворения, элегии, думы

14 июля 1854 года
20 ноября 1861 года
А. Е. Мартынову
Автору Анны Карениной
Актриса
Ангел смерти
Ах, были счастливые годы
Балет
Баюшки баю
Безвестен я. Я вами не стяжал
Безнадежность
Благодарение господу богу
Блажен незлобивый поэт
Буря
В больнице
В деревне
В дороге
В полном разгаре страда деревенская
В Сардинии
В тот же день часов в одиннадцать утра
В. Г. Белинский
В. И. Асташеву
Великодушный поступок
Величие души и ничтожность тела
Весна
Вино
Влас
Влюбленному
Внимая ужасам войны
Возвращение
Волшебное Кокорику, или Бабушкина курочка
Ворон
Вот что значит влюбиться в актрису
Всевышней волею Зевеса
Встреча душ
Вступительное слово «Свистка» к читателям
Вчерашний день, часу в шестом
Выбор
Гадающей невесте
Газетная
Генерал Топтыгин.
Гимн времени
Говорун
Горы
Горящие письма
Да, наша жизнь текла мятежно
Давно отвергнутый тобою
Два мгновения
Двадцать пять рублей
Дедушка Мазай и зайцы
Дедушкины попугаи
Дядюшка Яков
Деловой разговор
Демону
День рожденья
Деревенские новости
Детство. Неоконченные записки
Дешевая прогулка. Петербургская драма
Дни благословенные
Дома - лучше
Драматический отрывок без заглавия
Читать Дружеская переписка Москвы с Петербургом
Дума. Сторона моя убогая
Дума
Е.О. Лихачевой
Еду ли ночью по улице темной
Ершов лекарь
Если, мучимый страстью мятежной..
Читать Еще скончался честный человек
Железная дорога
Жизнь Александры Ивановны
Жизнь и похождения Тихона Тростникова
Жизнь
Жил царь в старину. Притча
За городом
За стеной
Забытая деревня
Загадка
Замолкни, Муза мести и печали
Застенчивый
Зачем меня на части рвете
Зачем насмешливо ревнуешь
Зеленый шум
Землетрясение
Земляку
Злой дух
Знахарка
Из автобиографии генерала-лейтенанта Ф. И. Рудометова
Из письма к Е. А. Некрасовой
Извозчик
Изгнанник
Истинная мудрость
К ней
Как опасно предаваться честолюбивым снам
Как празднуют труса
Как ты кротка, как ты послушна
Калистрат
Капитан Кук
Карета. Предсмертные записки дурака
Княгиня
Когда горит в твоей крови
Когда из мрака заблуждения
Колизей
Коллективное похождения Петра Степанова сына Столбикова
Колыбель человечества
Колыбельная песня
Красавице
Кузнец
Кумушки
Легенда о некоем покаявшемся старце
Лето
Ликует враг, молчит в недоуменьи..
Литературная травля, или не в свои сани не садись
Макар Осипович Случайный
Материнское благословение, или бедность и честь
Мать
Маша
Мелодия
Мертвое озеро
Месть горца
Мне жаль, что нет теперь поэтов
Могила брата
Мое разочарованье
Моя судьба
Муж и жена
Муза
Мы с тобой бестолковые люди
Мысли журналиста
Мысль
Н.Ф. Крузе
Н.П. Александровой
На покосе
На Родине
На смерть Шевченко
На улице
Над чем мы смеемся
Надрывается сердце от муки
Накануне светлого праздника
Начало поэмы
Не рыдай так безумно над ним
Незабвенная
Незабываемый вечер
Необыкновенный завтрак
Непонятная песня
Несжатая полоса
Несчастливец в любви
Несчастные
Новости
Новый год
Ночлеги
Ночь. Успели мы всем насладиться
Ночь
Нравственный человек
О письма женщины, нам милой
О Погоде. Уличные впечатления
Обет
Огородник
Одинокий, потерянный
Он у нас осьмое чудо
Опытная женщина. Повесть из провинциального быта
Орина мать солдатская
Осенняя скука
Осень
Осипу Ивановичу Комиссарову
Отрадно видеть, что находит
Отрывки из путевых записок графа Гаранского
Отрывок. Родился я в губернии
Офелия
Очерки литературной жизни
Памяти Асенковой
Памяти Белинского
Памяти Добролюбова
Папаша
Пародии на стихи. Картофель харч благословенный
Певица
Первый шаг в Европу
Перед дождем
Перед зеркалом
Песни о свободном слове
Песни
Песнь Еремушке
Песнь Замы
Песня о труде
Песня об Аргусе
Песня преступников
Песня убогова странника
Песня. Мало на долю мою бесталанную
Песня. Отпусти меня, родная
Петербург и петербургские дачи
Петербургские углы
Петербургский ростовщик
Пир ведьм
Письмо к доктору Пуфу
Плач детей
Повесть о бедном Климе
Подражание Лермонтову
Пожарище
Покойница
Помещик двадцати трех душ
Поражена потерей невозвратной
Портреты
Послание Белинского к Достаевскому
Послание к другу (из за границы)
Послание к Лонгинову
Послание к поэту-старожилу
Последние элегии
Похороны
Поэзия бурь
Поэзия
Поэт и гражданин
Поэту
Праздник жизни молодости годы
Прекрасная партия
Преферанс и солнце
Признание
Признания труженика
Притча о Ермолае трудящимся
Притча о Киселе
Прихожу на праздник к чародею..
Пробил час. Не скажу, чтоб с охотой..
Пророк
Прости
Психологическая задача
Псовая охота
Пускай мечтатели осмеяны давно
Путешественник
Пчелы
Пьяница
Разговор
Размышление у парадного подъезда
Родина
Ростовщик
Рукоять
Русский патриот. Отечественное песнопение
Рыцарь. Баллада
С работы
Самодовольных болтунов
Свадьба
Свобода
Секрет
Сердцу
Скорбь и слезы
Скоро стану добычею тленья
Слеза разлуки
Слезы и нервы
Смерти
Смолкли честные, доблестно павшие
Смуглянке
Современная ода
Соловьи
Сомнение
Старики
Старушке
Стишки! Стишки! Давно ль и я был гений
Страшный год
Сургучов
Сыны народного бича
Так это шутка. Милая моя
Так, служба! Cам ты в той войне..
Теория бильярдной игры
Тонкий человек, его приключения и наблюдения
Тот не поэт
Три элегии
Тройка еще
Тройка
Труженик
Тургеневу
Турчанка
Ты всегда хороша, несравненно
Ты не забыта
Тяжелый год сломил меня недуг
Тяжелый крест достался ей на долю
Убогая и нарядная
Умру я скоро. Жалкое наследство
Уныние
Утро в редакции
Утро
Федя и Володя
Филантроп
Финансовые соображения
Хроника Петербургского жителя
Час молитвы
Человек
Чиновник
Что думает старуха, когда ей не спится
Что поделывает наша внутренняя гласность
Чуть-чуть не говоря..

Биография

    Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, писатель и публицист. Современники говорили, что он был «человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой — бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем, и горем до чрезмерности»

   Рождение. Принадлежал к дворянской, некогда богатой семье Ярославской губернии; родился в Винницком уезде Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле.

   Ранние годы. Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр (в живых осталось лишь трое — два брата и сестра)), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. — и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.
   В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 году 16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк.
   Однако встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в юном Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрёг угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».
   Не всегда у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, ещё полубольной, он пошёл к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в какую-то трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе и заработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал «практиком» не в лучшем значении этого слова.

    Начало литературной деятельности. Дела его скоро устроились: он давал уроки, писал статейки в «Литературном прибавлении к Русскому Инвалиду» и «Литературной Газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александрийской сцене (под именем Перепельского). У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 году с инициалами Н. Н. под заглавием «Мечты и звуки».
   Полевой похвалил дебютанта, по некоторым сведениям к нему отнесся благосклонно и В. А. Жуковский, но В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Н. В. Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).
    Интерес книжки в том, что здесь можно видеть Некрасова в совершенно чуждой ему сфере — в роли сочинителя баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т.п. «Мечты и звуки» характерны не тем, что являются собранием плохих стихотворений Некрасова и как бы низшей стадией в его творчестве, а тем, что они никакой стадии в развитии таланта Некрасова собой не представляют. Некрасов автор книжки «Мечты и звуки» и Некрасов позднейший — это два полюса, которых нет возможности слить в одном творческом образе.
   В начале 1840-х Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».
   Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846). В этих сборниках дебютировали Д. Григорович, Ф. Достоевский, выступали И. Тургенев, А. Герцен, А. Майков. Особенный успех имел «Петербургский Сборник», в котором появились «Бедные люди» Достоевского.

   «Современник.» Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 года он, вместе с И. И. Панаевым, приобрел у П. А. Плетнёва журнал «Современник». Литературная молодёжь, придававшая силу «Отечественным запискам», бросила А. А. Краевского и присоединилась к Некрасову. Белинский также перешёл в «Современник» и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника «Левиафан».
  В практических делах «глупый до святости», Белинский очутился в «Современнике» таким же журнальным чернорабочим, каким был у Краевского. Впоследствии Некрасову справедливо ставили в упрёк это отношение к человеку, более всех содействовавшему тому, что центр тяжести литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» был перенесён в «Современник». Со смертью Белинского и наступлением реакции, вызванной событиями 1848 года, «Современник» изменился, хотя и продолжал оставаться лучшим и наиболее распространённым из журналов того времени. Лишившись руководительства великого идеалиста Белинского, Некрасов пошёл на разные уступки духу времени. Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», писанных Некрасовым в сотрудничестве с Станицким (псевдоним А. Я. Головачёвой-Панаевой).
   Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно (полагали, что смертельно) заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии отклонило катастрофу. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя; Н. Чернышевский и Н. Добролюбов становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей замечательной чуткости и способности быстро усваивать настроение и взгляды окружающей среды, Некрасов становится по преимуществу поэтом-гражданином.
   Некрасов стал поистине народным поэтом, сатириком, обличителем “верхов”, заступником угнетённой деревни. Идейное общение с “новыми людьми” в “Современнике” помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью (“Поэт и гражданин”, “Размышления у парадного подъезда”, “Песня Ерёмушке”, “О погоде”, “Плач детей”). В 1856 вышел сборник Некрасова “Стихотворения”, воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию
    С менее отдавшимися стремительному потоку передового движения своими прежними друзьями, в том числе с Тургеневым, он постепенно расходился, и около 1860 года дело дошло до полного разрыва. Развертываются лучшие стороны души Некрасова; только изредка его биографа печалят эпизоды вроде того, на который сам Некрасов намекает в стихотворении «Умру я скоро». Когда в 1866 году «Современник» был закрыт, Некрасов сошёлся со своим старым врагом Краевским и арендовал у него с 1868 года «Отечественные записки», поставленные им на такую же высоту, какую занимал «Современник».
   Декабристскую тему раскрывают поэмы "Дедушка" и "Русские женщины". В "Княгине Трубецкой" (1871) и "Княгине Волконской" (1872) Некрасов открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках поэм "Коробейники" и "Мороз, Красный нос". Именно поэтому произведения о декабристах стали фактами не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли молодежь на борьбу за народную свободу.
   Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу - к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа.

    Поздние годы. В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.
   Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. Рядом с сознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне «Баю-баю» смерть (в лице его матери) говорит ему:

Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
дар кроткой родины твоей.

   Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.
   Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Уже на самих похоронах Некрасова завязался или, вернее, продолжался бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии — Пушкиным и Лермонтовым. Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) эти имена рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова». Спор перешёл в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов — одного только «кружка»; наконец, третьи с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишённым всякого художественного значения.

Вверх